Наказание пошлиной

27.09.2011

Федеральная таможенная служба, по итогам проверки, наказала сотрудников Балтийской таможни но и создала проблемы для бизнеса. Свое согласие на репрессивные меры дал глава ведомства Андрей Бельянинов. Если они будут реализованы в полной мере, то, по мнению предпринимателей, импортные товары, следующие через петербургский порт, подорожают.

В распоряжении Firstnews оказалась докладная записка заместителя начальника Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования Федеральной таможенной службы (ФТС) России Александра Егорова главе ФТС Андрею Бельянинову. Документ составлен по итогам инспекторской проверки Балтийской таможни, проходившей с 30 июня по 23 июля 2010 года.

Господин Егоров пишет своему руководителю о том, что проведенный анализ деятельности крупнейшей петербургской таможни, в зону ответственности которой входят все таможенные посты в портах показал, что контроль, направленный на предотвращение нарушений таможенного законодательства и обеспечения взыскания таможенных платежей в полном объеме, в Балтийской таможне организован не недостаточном уровне.

Сотрудников портовых таможет обвиняют в многочисленных нарушениях законодательства, которые носят системный характер и приводят к значительным потерям федерального бюджета. Александр Егоров отмечает, что по итогам проверки было доначисленно 236,69 млн. рублей таможенных платежей, составлено 94 определения о возбуждении дел об административных правонарушениях.

Кроме того, бизнес обвинили в занижении таможенной стоимости товаров, для уменьшения платежей. В докладной записке указаны 13 таможенных брокеров, занизивших стоимость импорта.

Сотрудникам Балтийской таможни вменяют в вину, что они редко отправляют образцы на товароверческую и идентификационную экспертизу.

А в случае ее применения допускаются нарушения порядка отбора проб и образцов оформления документов, - сетует Александр Егоров.

Поэтому за систематические нарушения требований таможенного законодательства уволить из таможенных органов и.о. начальника Балтийской таможни Бориса Бородина и начальника Турухтанного таможенного поста Дмитрия Черняка (оба уже отстранены от должности). При этом начальнику Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) Назипу Галикееву поручено организовать постоянный таможенный контроль товаров, декларируемых брокерами-нарушителями. Корреспонденту Firstnews не удалось получить разъяснения в СЗТУ по поводу докладной записки Александра Егорова.

В свою очередь участники внешнеэкономической деятельности удивлены таким подходом таможни к работе одного из подразделений ведомства. Представитель одной из компаний брокеров рассказал, что сама проверка началась в таможне внезапно.

Туда пришли люди из Москвы, представились и попросили пустить их за рабочие компьютеры, - сообщил предприниматель. По его словам, в первые несколько дней проверки работа Балтийской таможни была вообще парализована, так как москвичи не разрешали выпускать ни одной декларации без их ведома, пытались вникать в текущую работу, - говорит источник. По его словам, проверяющие смотрели на цены товаров в декларации и предлагали корректировать таможенную стоимость лишь потому, что в ближайшем магазине этот товар стоит дороже.

Представитель компании Русский логистический провайдер Марина Семенько не исключает, что предприниматели попытаются оспорить в суде некоторые корректировки таможенной стоимости, так как таможня не может при взимании пошлин руководствоваться розничными ценами товаров в магазинах. Кроме того, по ее словам, если таможня будет применять усиленные меры контроля за партиями товаров, то это может привести к их подорожанию.

Если таможня будет проверять с пристрастием каждый контейнер с товарами, то в цену придется включить стоимость хранения на складе (в среднем на складах Балтийской таможни - от 100 долларов в сутки), услуг грузчиков и простоя автомобиля ( в среднем - около 100 евро в сутки), - говорит Марина Семенько.

По данным Firstnews, проверки на таможнях Северо-Запада под руководством начальника Главного управления федеральных таможенных доходов Бориса Шкуркина начались после того, как весной 2010 года фактически провалилась реализация концепции ФТС по переносу таможенного оформления к границам РФ. В частности, после закрытия в феврале и марте двух крупнейших таможенных постов - Выборгского и Пискаревского, оформлявших совокупно до 1,5 тыс. грузовиков с импортными товарами в сутки, на подъездах к Петербургу и на границах со странами Балтии скопились огромные очереди из фур. Причина - неспособность оставшихся таможенных постов в короткие сроки проводить оформление товаров.

При этом, закрыв крупные таможенные посты в Петербурге, таможня не открыла новых терминалов у границ. Поэтому, усиливая контроль на оставшихся постах, в том числе и в петербургских портах, ФТС рискует заморозить решение проблему очередей к таможням навечно.